История города Калининград (Кенигсберг)
2016-07-25 11:28

Историческое название города – Кенигсберг (нем. «королевская гора»). Возникновение первых поселений на его территории относится к XIII веку.
В 1254 году чешский король Оттакар II начал крестовый поход на язычников Пруссии. В 1255 году ему удалось захватить Земландский полуостров и покорить прусское племя сембов. В том же году 1 сентября был основан замок Кенигсберг, что является датой основания города.

В последствии замок превратился в опорный пункт рыцарей военно-монашеского Тевтонского ордена. После войны 1454-1466 годов Тевтонский Орден переместил свою столицу из Мариенбурга (ныне Мальборк в Польше) в Кёнигсберг. В 1525 году Великий магистр Тевтонского Ордена Альбрехт преобразовал теократическое государство в светское Прусское Герцогство, столицей которого стал Кёнигсберг. Впоследствии вокруг крепости возникли поселки Альтштадт, Лебенихт, Кнайпхоф, объединившиеся в 1724 году в единый город Кенигсберг, ставший столицей Пруссии.

Первоначальным толчком к развитию инфраструктуры города послужило его вхождение в торговый союз прибалтийских городов «Ганза». Удачное географическое положение города, незамерзающее Балтийское море, обилие рек и озер способствовали развитию судоходства. В Кенигсберге строились гавани и судоверфи, создавались искусственные водные артерии: озера (Верхнее и Нижнее), судоходный канал глубиной 8 метров и протяженностью 40 километров, связавший устье реки Преголи с Балтийским морем.

С 1554 года город развивался по градостроительному плану, становился большим промышленным и культурным центром. А десятью годами раньше начал действовать университет, названный впоследствии в честь герцога Альбрехта – Альбертиной, где обучался и преподавал известный немецкий философ Иммануил Кант. В Кёнигсберге так же родился и работал Ф. Бессель, длительное время проживал Э. Т. Гофман.

По данным переписи на 17 мая 1939 года в Кенигсберге проживали 372 тыс. человек или 34,3% населения региона. Территория Кенигсберга – 190 кв. км. Плотность населения на I кв. км территории Кенигсберга – около 2 тыс. человек.

История города тесно связана с историей войн. Кенигсберг принимал участие в «Великой войне» Тевтонского ордена с Литвой и Польшей, в Тридцатилетней войне между Тевтонским орденом и Польшей, в Северной шведско-польской войне. В результате Семилетней войны Восточная Пруссия была занята русскими войсками. В течение 4 лет Кенигсберг (1758 – 1762) был русским городом, и русское правление благотворно сказалось на его судьбе, судьбе его граждан. Сюда к генерал-губернатору В. И. Суворову приезжал его сын – будущий великий полководец, а тогда молодой полковник. Здесь начинал свою карьеру в качестве переводчика русских губернаторов, видный ученый и общественный деятель Андрей Болотов.

Долгое время Кенигсберг был административным центром отсталой аграрной окраины Прусского государства. Индустриальное развитие началось в середине XIX века, когда стали развиваться лесопиление и деревообработка, рыболовство, машиностроение, были построены судоверфь, вагоностроительный завод. В структуре промышленности три первых места по числу занятых занимали деревообрабатывающая, пищевая и керамическая отрасли. На четвертом месте находилось машиностроение. Производство развивалось за счет привозного сырья: железа, поступающего из Силезии, Рейнской области, угля – из Великобритании, древесины – из Российской империи и частично за счет местных ресурсов.

Кенигсберг имел важное значение, как морской порт и крупный железнодорожный узел. Благоприятное географическое положение предопределяло значение города как узлового пункта на торговых путях, ведущих из Российской империи на запад. Благодаря этому Кенигсберг перед первой мировой войной стал местом международной торговли между Востоком (Россией) и Западом. Особенно большое значение он имел в торговле зерном и лесом. Около половины перерабатывающихся в кенигсбергском порту грузов были российскими (в основном из Украины и Белоруссии, Центрально-Черноземного района и Среднего Поволжья). Грузооборот порта достиг 1,75 млн. тонн. Для увеличения его пропускной способности в 1901 году был построен морской канал глубиной 6,5 м.

После поражения Германии в первой мировой войне и подписания Версальского мира Восточная Пруссия стала немецким эксклавом, отделенным от основной части страны. Возникла проблема «польского коридора». С послевоенным переустройством границ экономико-географическое положение Восточной Пруссии резко ухудшилось и транспортное значение ослабло. Важнейший источник доходов – торговля с Россией – был потерян. Поставки российской древесины для лесопильной и целлюлозно-бумажной промышленности прекратились. Предприятиям пришлось переориентироваться на скандинавское сырье.

Положение в промышленности после окончания войны до конца 1920-х годов оставалось тяжелым. В сложной ситуации находились вагоностроительный завод, судоверфь и другие предприятия. Сокращалась занятость рабочих. В кризисном состоянии были практически все крупные предприятия, кроме целлюлозно-бумажных заводов.

Перед Кенигсбергом встала проблема конкуренции с бывшими немецкими портами Данцигом и Мемелем. Главный конкурент Кенигсберга – Данциг (Гданьск) – в соответствии с Версальским договором был связан таможенным союзом с Польшей, а Мемель (Клайпеда) в 1923 году включен в состав Литвы. Возникла необходимость заключения соглашений, торговых договоров с каждым государством в отдельности. Экономика Восточной Пруссии изолируется, что отрицательно сказались на объемах товарооборота. Почти вдвое сократились объемы поступавших в Кенигсберг грузов. Для решения проблем создается «Восточно-Прусская служба при императорском и государственном министерстве». Центральным правительством Германии разрабатывается специальная программа «Восточная Пруссия».

Еще с 1918 года предусматривалось создать вольный город в Кенигсбергском порту и разрешить беспошлинное хранение грузов, а также неограниченное строительство любых промышленных сооружений. Сразу после окончания первой мировой войны принимаются усилия по развитию и расширению порта. осуществлено углубление канала до 8 метров и его расширение до 30 метров, устройство освещения в ночное время суток. В 1924 году вошли в строй новые торговая и индустриальная гавани.

Принимались меры по привлечению торговых партнеров. При содействии магистрата и торговой палаты весной 1920 года в Кенигсберге создана “Немецкая восточная ярмарка”. В 1922-1923 годах открыт “Торговый двор”, а в 1924-1925 годах – «Дом немецкой техники». С 1922 года в ярмарке стал участвовать СССР, организовавший в 1925 году большую выставку своих экспортных товаров.

Все это позитивно повлияло на развитие торговли. К началу второй мировой войны порт Кенигсберг-Пиллау занимал пятое место среди портов Германии и второе – в германской торговле на Балтийском море. Произошли определенные структурные сдвиги в отраслевом составе промышленности. Ведущими отраслями стали металлообработка и машиностроение (занявшее к тому времени первое место по числу работников – почти четверть их общей численности), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (при предприятиях которой имелись сульфатно-спиртовые заводы), пищевая промышленность. Заметное значение имели силикатно-керамическая, текстильная, полиграфическая промышленность. Действовали небольшие электростанции и заводы по производству газа. Промышленность базировалась в основном на привозном сырье. Лишь отдельные отрасли использовали местные ресурсы. Развивалась также рыбная промышленность.

Однако в целом Восточная Пруссия с ее административным центром Кенигсбергом перед второй мировой войной представляли экономически менее развитую территорию Германии, их развитие затруднялось эксклавным положением в удалении от основной ее части. Государство было вынуждено оказывать ей поддержку. Условием более успешного развития было установление тесных экономических связей с соседними регионами других стран и развитие транзитной торговли между Востоком и Западом.

На протяжении веков в городе велось строительство замков и укреплений. С 1626 по 1634 год были построены оборонительные укрепления вокруг всего города. В 1900 году началось сооружение внешнего оборонительного кольца укреплений из 12 фортов. Готовились военные кадры, строились корабли, производилась артиллерия и другая боевая техника. В период войны на заводах и принудительных работах трудились граждане захваченных европейских государств и тысячи военнопленных.

В августе 1944 года Кёнигсберг был сильно разрушен британскими авиабомбардировками, когда в основном пострадал центр города, где практически не было военных объектов. Погибло множество мирных жителей, сгорел старый город и уничтожено ряд памятников старины, сильно пострадал королевский замок.

Воинские соединения 3-го Белорусского фронта под командованием маршала А. М. Василевского 6 апреля 1945 года начали штурм Кенигсберга, продолжавшийся четыре дня. Ожесточенные бои в крепости, фортах и на улицах привели к полной капитуляции немецких войск и взятию города. Комендант города и крепости генерал Отто фон Ляш 9 апреля в 21 час. 30 минут отдал приказ о прекращении сопротивления и подписал акт о капитуляции.
Медалью «За взятие Кенигсберга» награждены тысячи человек. Более 200 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, а двадцать из них стали дважды Героями Советского Союза.

После окончания второй мировой войны в соответствии с подписанным в Потсдаме соглашением трех великих держав (СССР, США, Великобритании) Кенигсберг в составе северной части Восточной Пруссии отошел к Советскому Союзу.

Президиумом Верховного Совета СССР 7 апреля 1946 года принят Указ «Об образовании Кенигсбергской области в составе РСФСР» а 4 июля 1946 года – Указ «О переименовании Кенигсберга в Калининград и Кенигсбергской области в Калининградскую область». Началась новая эпоха в истории старинного города.

С августа 1946 года было организовано массовое прибытие в область переселенцев из регионов СССР. Это определило многонациональную структуру населения края и образование культуры своеобразного типа, для которой характерны взаимодействие и взаимопроникновение традиций и обычаев многочисленных наций и народностей. В те годы хозяйство областного центра было сильно разрушено. В руинах находилось около 90 % жилых зданий и сооружений, не работал водопровод, канализация, газовое хозяйство, транспорт. Улицы были завалены грудами кирпича и обломками зданий. Не действовали и немногие уцелевшие предприятия. Все строилось практически заново.

Усилиями новых жителей города, при огромной помощи всей страны была создана современная промышленность, строительная индустрия, транспорт и связь, получила развитие инфраструктура городского хозяйства и социальная сфера. Калининград в 1971 году «За успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве» награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

С распадом Советского Союза регион оказался в изоляции от основной территории России. Начался новый этап в жизни города. Прорывным моментом в развитии Калининграда стала подготовка и проведение в 2005 году празднования 750-летия города, а в 2006 году – шестидесятилетия, как город получил современное название.

Администрация городского округа при поддержке Правительства Калининградской области совместно с федеральным центром принимает меры по устранению дефицита энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры. Реализуется Федеральная целевая программа развития Калининградской области. На первом этапе в 2002 – 2005гг. был достигнут значительный рост социально-экономического развития по большинству основных показателей. Важной вехой для Калининграда стали:

Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2003 года № 1353 «О праздновании 60-летия образования Калининградской области и 750-летия основания г. Калининграда».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 г.
№ 1654-р, которым утвержден План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 60-летия образования Калининградской области и 750-летия основания г. Калининграда.
Начался переход от элементарной поддержки существующего положения к планомерному развитию. Городские инфраструктурные объекты вышли на качественно новый уровень. Был достигнут значительный рост по большинству основных социально-экономических показателей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 года № 672 Федеральная целевая программа развития Калининградской области утверждена в новой редакции. На этом этапе продолжилась реализация инвестиционных и социальных мероприятий, которые закрепили достигнутые положительные результаты.

Тогда начался переход от элементарной поддержки существующего положения к планомерному развитию. Этому способствовало увеличение возможностей бюджета города.

На начало 2000 года промышленный потенциал города определяли всего 15 крупных и средних предприятий, при этом на 5 предприятиях: «Янтарьэнерго», «Лукойл-Калининградморнефть», «Цепрусс», «СПИ-РВВК», «Запрыба» производилось свыше 60 процентов промышленной продукции и формировалась основная часть налоговых поступлений.

За последнее десятилетие на территории городского округа появились и получили развитие новые для региона виды производств: сборка легковых автомобилей, сборка сложной бытовой техники и электроники, производство ряда строительных материалов и изделий, производство клееных деревянных конструкций, предприятия по переработке мяса птицы и пищевых жиров, ряд других предприятий. Реализованы проекты, ставшие инвестиционными брендами города: ЗАО «Автотор», ООО «Телебалт», ООО «Балтмикст», ЗАО «Металлическая упаковка», ООО «Довид», ООО «Лесобалт», ООО «Техпроминвест», ЗАО «Алмазхолдинг», ООО «Продукты питания», ООО «Пивоварни Ивана Таранова», «Рыбная деревня». Стали наращивать объемы производства традиционные для города отрасли – судостроение (ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»), рыбная, пищевая, легкая промышленность. Из промышленных предприятий наиболее видные позиции занимают: ООО «Лукойл – Калининградморнефть» – добыча нефти, ООО завод «Калининградгазавтоматика» – производство средств автоматизации и энергетического оборудования для газовой промышленности и предприятий нефтехимического комплекса, ОАО «Балткран» – производство козловых контейнерных кранов, ОАО «Калининградский тарный комбинат» – производство тары, НПО «Рыбтехцентр» – производство оборудования для пищевой промышленности. В число крупных предприятий по производству строительных материалов входят: ОАО «ЖБИ-2», ООО «Томас Бетон», ООО «Вест Стайл Профи», ООО «Калининградский завод ЖБИ мелиорация», ОАО «Силикатстром».

Благодаря малому предпринимательству в городе сложился мебельный кластер. Изделия многих калининградских мебельных предприятий хорошо знают и пользуются заслуженной популярностью не только в регионе и на территории Российской Федерации, но и в различных странах мира (ООО «Максик», ООО «Аквелла», ООО «Даллас» и др.).

Бурное развитие малого бизнеса и новых отраслей промышленности изменилась и приобрела полифонический характер структура городской экономики, утратив жесткую связь с деятельностью нескольких градообразующих предприятий. Калининград сегодня это – 69% всех хозяйствующих субъектов региона, в числе которых – значительное число предприятий и организаций, где есть наукоемкие производства, квалифицированные менеджеры, обладающие опытом внешнеэкономической деятельности. Бурное развитие переживает сфера сервиса, получившая мощный импульс благодаря широкому использованию современных методов организации и управления, доказавших свою эффективность в ходе посткоммунистического транзита в странах Центральной и Восточной Европы.

Большие вложения в социальную сферу и благоустройство города привели и к изменению качества жизни людей: современный Калининград обладает мощным человеческим потенциалом, демонстрирует высокий уровень адаптации к меняющимся условиям и способен к развитию деловой активности на любом направлении. Это превращает наш город в идеальную площадку для установления и развития контактов между людьми и хозяйствующими субъектами российской и европейской экономики.

В 2015 году город отметил свой 760-летний юбилей.

В 2006 году по итогам I Всероссийского конкурса на «Лучшее муниципальное образование», который проводился Министерством регионального развития РФ, Калининград занял 2-е место в номинации «Социальная сфера муниципального образования».

В 2007 году по итогам II Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование» городскому округу присуждено I место в номинации «Инфраструктура муниципального образования». А Конкурсной комиссией Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Калининград среди областных центров России назван в числе лидеров по благоустройству.

В 2008 году по результатам участия в I смотре-конкурсе на звание «Лучший город СНГ», проводимом Международной Ассамблеей столиц и крупных городов в рамках Международного форума «Мегаполис: ХХI век», Калининград отмечен дипломами в номинациях: «За публичность власти», «За городское хозяйство», «Социальная сфера».

По итогам Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России – 2007» Калининград награжден специальным призом Министерства регионального развития РФ за достигнутые наилучшие показатели в номинации «За большую работу по развитию жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования».

В 2009 году по итогам Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России» за 2008 год город Калининград награжден специальным призом Министерства регионального развития РФ, как достигнувший наилучших показателей в номинации «За активное внедрение передовых технологий в реконструкцию городской среды».

Калининград замечен и по достоинству оценен Советом Европы. В 1999 году за успехи в международной деятельности был награжден Флагом, в 2003 году – Доской Почета, а в 2005 году – высшей наградой – Приз Европы.

В 2006 году Фондом Согласия Литовской Республики за укрепление дружбы, мира и согласия между народами Калининград был награжден Флагом Согласия.
Город Калининград с 2012 года по 2014 год занимал первое место в рейтинге 100 лучших городов России с населением более 100 тыс. человек (Москва и Санкт-Петербург внесписочно) по данным журнала “Коммерсантъ Секрет Фирмы” (издание от 01.04.2014). Рейтинг основывался на нескольких показателях: доходы бюджета, покупательная способность, отношение годовой заработной платы к годовой стоимости потребительской корзины, объем производства, уровень инвестиций, объем жилищного строительства, индекс социальной инфраструктуры (количество врачей на 10 тыс. человек; число дошкольников на место в детском саду; среднедушевая площадь жилья) и другие.

В 2013-2014 гг. в рамках VI и VII Международного смотра-конкурса городских практик городов СНГ и ЕврАзЕС лауреатами премии «Город, где хочется жить» стали проекты «Организация отдыха детей во время каникул в городском округе «Город Калининград» и «Создание корпоративной вычислительной сети муниципальных библиотек Калининграда», реализованные комитетом по социальной политики администрации городского округа «Город Калининград».
В ноябре 2015 года мастер-план Калининграда стал единственным российским проектом, вошедшим в число пятнадцати «победителей первого дня» Всемирного фестиваля архитектуры, проводившегося в Сингапуре.

Также Калининград в 2015 году стал одним из ста городов мира с самыми комфортными гостиницами по соотношению «цена-качество» — город занял 24 строчку рейтинга, обогнав по этому показателю все остальные российские города. Об этом свидетельствуют результаты исследования trivago.ru

Информация предоставлена Администрацией городского округа
«Город Калининград».


  © 236000.ru